Восстановительное обучение
- Восстановительное обучение
- - используется в нейропсихол. практике восстановления нарушений высших психич. функций (ВПФ) у больных с локальным поражением мозга. Науч. методологический и теорет. базис отеч. нейропсихологии, создавший условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В. о.: а) системно-деятельностный подход к анализу дефекта и к технологии и техникам восстановительного обучения; б) уровневый подход к анализу и преодолению дефекта; в) социальнобиологическая интеграция в развитии, распаде и восстановлении ВПФ; г) примат психологического в дефекте, в его анализе и пути его преодоления. Положения отеч. школы нейропсихологии, к-рые лежат в основе выбора пути восстановления нарушенных ВПФ и методов В. о.:
1) ВПФ при органических локальных поражениях мозга не распадаются (и не выпадают), а нарушаются всякий раз по-разному в зависимости от локализации очага поражения головного мозга.
2) При поражении одного какого-то участка коры головного мозга могут быть нарушены неск. ВПФ, причем только те, в структуре к-рых имеется один и тот же фактор, напр., при поражении зоны TPO (Temporalis-Parietalis-Occipitalis) нарушаются письмо, чтение, счет, импрессивная речь и др., в структуре к-рых имеется общий фактор - пространственное восприятие.
3) Одна и та же ВПФ может оказаться нарушенной при поражении различных, территориально не связанных участков мозга (напр., счет нарушается и при поражении лобных зон коры мозга, и зоны TPO, и височных отделов коры мозга).
4) Локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ;
5) Чтобы поставить топический диагноз пострадавшей ВПФ, необходимо выявить фактор, лежащий в основе нарушения этой ВПФ, и, следовательно, в основе наблюдаемого синдрома. Существует неск. путей восстановления ВПФ после органических поражений мозга. Принципы В. о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Одним из важнейших общих принципов В. о. является принцип О. с больным (вербального, невербального и их совместного). О. является важнейшим методом возможности больного актуализировать свой прошлый опыт, через актуализацию энграфических записей. Каждое занятие начинается и заканчивается О. с больным; оно является одновр. и одной из задач В. о. и его целью. Методы В. о. направлены на преодоление дефекта и на восстановление ВПФ, и деятельности больных, возвращение их в норм. социальную среду, а не в упрощенную. В этом принципиальное отличие теории и методики В. о. школы Лурии-Цветковой от подхода зарубеж. специалистов.
Лит.: Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Она же. Восстановление высших психических функций. М., 2004. Л. С. Цветкова
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
Под общей редакцией А. А. Бодалева.
2011.
Полезное
Смотреть что такое "Восстановительное обучение" в других словарях:
Афазия — МКБ 10 F80.080.0 F80.280.2, R47.047.0 МКБ 9 … Википедия
ЦВЕТКОВА — Л юбовь Семеновна (р. 1929) российский психолог, специалист в области нейропсихологии. Д р психологических наук (1970), профессор (1976). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1996). Чл. Международного общества нейропсихологов (1990). Чл. РИСО … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Практическая лингвистика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Практическая лингвистика познание языка и передача результатов такого познания другим людям, не предполагающее… … Википедия
Нейролингвистика — Не следует путать с нейролингвистическим программированием. … Википедия
Цветкова, Любовь Семеновна — (1929 г.р.) Российский нейpо и патопсихолог, доктор психологических наук ( 1970 ), профессор (1976). Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). Является профессором кафедры нейро и патопсихологии… … Кто есть кто в российской психологии
Нарушения общения при органических поражениях коры головного мозга — традиционно предполагают нейропсихол. анализ разл. форм афазий. Афазия нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство разл. видов речевой деятельности. Подход к … Психология общения. Энциклопедический словарь
Гольдштейн (Goldstein) Курт — (6.11.1878 1965) немецко американский невролог и психолог, представитель гештальтпсихологии. Биография. В 1903 г. получил образование в университете Бреслау. С 1929 г. профессор и директор института неврологии во Франкфурте на Майне, с 1929 г. по … Большая психологическая энциклопедия
Афазия — (греч. ἀφασία, от ἀ отрицательная приставка и φάσις высказывание) речевое расстройство, вызванное поражением определённых зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария. Поражение любого участка речевой зоны мозга ведёт к нарушению… … Лингвистический энциклопедический словарь
ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий — Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского — Институт скорой помощи имени Склифосовского на Большой Сухаревской площади. Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского ведёт свою историю от Странноприимного дома, основанного в… … Википедия